Вернуться к обычному виду

«Итоги осуществления государственного земельного надзора Управлением Росреестра по Ульяновской области»



21.06.2016


«Итоги осуществления государственного земельного надзора Управлением Росреестра по Ульяновской области»

 

Прошедший 2015 год фактически завершил «пилотный» период реализации внесенных в законодательство о государственном земельном надзоре нововведений.

Результаты реализации нововведений показали определенную нецелесообразность организации проведения большого количества плановых проверок соблюдения земельного законодательства.

Если в период с 2012 по 2014 год имела место тенденция увеличения количества плановых проверок, то, например, в 2015 году количество плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было снижено с 312 до 234.

С учетом указанного обстоятельства общее количество проведенных Управлением в 2015 году плановых и внеплановых проверок снизилось в сравнении с 2014 на 9 %.

При этом, в связи с так называемыми «надзорными каникулами», на 2016 год Управлением не запланировано ни одной проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства и подавляющее большинство обществ с ограниченной ответственностью Ульяновской области.

Снижение количества проверок нельзя расценивать как ослабление деятельности по выявлению и пресечению нарушений в сфере земельного законодательства. В настоящее время следует говорить о некоторой переориентации способов осуществления государственного земельного надзора с сохранением достигнутой эффективности данного вида надзора и ее дальнейшим повышением. В этой части особенная роль отведена новому инструменту в сфере госземнадзора – административному обследованию.

Специфика административного обследования заключается в том, что исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений проводится госземинспекторами Управления на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Важно то, что проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

Взаимодействие с лицами, использующими земельные участки, начинается только в случае выявления признаков нарушения земельного законодательства.

В течение 2015 года госземинспекторами Управления проведено 476 административных обследований объектов земельных отношений.

Таким образом, с учетом проведенных надзорных мероприятий за истекший год Управлением было выявлено 770 нарушений земельного законодательства, общее количество выявленных госземинспекторами нарушений законодательства в 2015 году составило 1100, что на 5% процентов больше, чем в 2014 году (1048).

Общее количество нарушителей, привлеченных Управлением к административной ответственности, как по собственным материалам, так и по материалам органов прокуратуры и муниципального земельного контроля, составило 847.

Увеличение с марта 2015 года размеров штрафных санкций за самовольное занятие земельных участков обусловило и увеличение суммы наложенных на нарушителей штрафов на 24% - с 4,5 млн. рублей в 2014 году, до 5,67 млн. рублей в 2015 году.

Если анализировать характер выявленных на территории Ульяновской области нарушений земельного законодательства, то фактически 85% нарушений составляют факты самовольного занятия земельных участков, в том числе использование земельных участков без предусмотренных законодательством прав на них.

Нарушения допускаются всеми категория лиц. Наиболее типичными нарушениями со стороны граждан – домовладельцев являются случаи захвата земель общего пользования посредством организации на них огороженных палисадников, дополнительных огородов, строительства гаражей или надворных построек. Нарушения со стороны предпринимателей и юридических лиц обусловлены незаконным увеличением отведенных производственных площадей.

В ряде случаев нарушения совершаются лицами сознательно, что часто объясняется не знанием размеров санкций за нарушения, что в последствие становится для нарушителей неприятной неожиданностью.

Поэтому Управление в очередной раз обращает внимание землепользователей на то, что за самовольное занятие земель общего пользования (т.е. земель, занятыми площадями, улицами, проездами, тротуарами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими подобными объектами) установлены значительные размеры административных штрафов:

для граждан – от 5 000 до 10 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка);

для предпринимателей и юридических лиц  - от 100 000 до 200 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка).


Возврат к списку